- ПЕДОЛОГИЯ
- ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais (paidos) – дитя + ...логия).Направление в педагогике и психологии, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка. Термин предложен в 1893 г. американским психологом О. Хризманом для обозначения исследования закономерностей возрастного развития. В России В. М. Бехтеревым был создан Педологический институт (1907 г.), в 1928–32 гг. выходил журнал «Педология». Распространение П. в 1920–30 гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. В разработке проблем П. участвовали П. П. Блонский, Л. С. Выготский, М. М. Рубинштейн и другие видные ученые. Широкое распространение приобрел метод тестов, а результаты тестирования считались основанием для психологического диагностирования. Многие работы, выполненные в русле П., содержали ценный материал по проблемам детства. Однако в 1936 г. все исследования в области П. были прекращены. Возрастная психология, возрастная физиология, педагогическая психология стали обособленными друг от друга отраслями знаний. В результате замедлилось развитие педагогической и возрастной психологии, наблюдалось отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики).
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.